ОПЗЖ, трепещи: в Одесском художественном музее выставили скульптуры уродцев

ОПЗЖ, трепещи: в Одесском художественном музее выставили скульптуры уродцев

Одесский художественный музей (Софиевская, 5а) проводит проект-интервенцию «Реактуализация». Экспозиция посвящена 160-му дню рождения одесского скульптора Бориса Эдуардса.

Виртуоз гипса, глины, мрамора и бронзы, Эдуардс учился в Одесской рисовальной школе у профессора миланской Академии художеств Луиджи Иорини, затем изучал литейное дело в Италии и Франции. Последние годы жизни провел на Мальте. О мастерской скульптора, находившейся в Софиевском переулке, «Думская» подробно писала здесь.




Ныне в музее представлены работы скульптора Полины Вербицкой, которые по смыслу и образам очень перекликаются со скульптурами Бориса Эдуардса из экспозиции ОХМ.

Только они не привлекательные, а тошнотворные, созданные в эстетике кунсткамеры. Полина создает в таком стиле скульптуры, кукол и даже украшения. И все это имеет спрос. Молодая киевлянка стремится делать своих монстров «как живых».

Полина – мастерица лепить из полимеров выпавшие зубы, кривые ухмылки, трехглазых уродцев и явных кадавров, которых хочется тут же посадить в банку и залить формалином, дабы не начали хватать живых за вкусные места.

«Мы нашли рифму между реалистичными скульптурами XIX века — «Шурка», «Утешение» и «Старик, спящий в кресле» — и современной гиперреалистичной пластикой. Оба скульптора работают с ситуацией и настроением, однако контекст меняется, индивидуальность гипертрофируется», — поясняют организаторы.

«Эти работы одновременно и рифмуются между собой, и конфронтируют. Проект демонстрирует стремительную эволюцию эстетических критериев и отношения к телесности, — комментирует проект директор музея Александр Ройтбурд. — Мы стираем с Эдуардса музейную пыль и реинтегрируем его в актуальный контекст».

По сравнению с тем, как в 90-е в этом же музее выставляли мясо с червями в колбе в память о потемкинцах, недовольных питанием на крейсере, ничего особо страшного не произошло.

В конце концов, можно сразу же перевести взгляд со странного гомункула, продукта генетического сбоя, на мраморный оригинал. Например, на «Шурку», бюст маленького мальчика в газетной треуголке.

«Милая фигурка в колпаке бумажном, смотрит юный Шурка генералом важным», — написал в альбом отзывов один из первых зрителей в 1890 году, когда скульптура была представлена на академической выставке в Петербурге.

Аналогичную работу молодой киевлянки никто милой не назовет, но ведь за привлекательной оболочкой может скрываться чудовище?

Вот о чем не грех задуматься… Хотим успокоить всех ревнителей классики – это соседство в музее не навсегда, как минимум, оно обращает сугубое внимание на творчество юбиляра, пусть и в таком шокирующем контексте.

Напомним, в минувшую субботу в Одессе прошел масштабный митинг против решения регионального собрания досрочно расторгнуть контракт с директором Художественного музея Александром Ройтбурдом. Недавно апелляционный суд встал на сторону облсовета, отказавшись удовлетворять иск художника.

Автор Ирэн Адлер






Наш опрос в телеграм-канале Думской:

? — 48
? — 15