До 29 февраля в Музее западного и восточного искусства (Пушкинская, 9) работает выставка «Уличная фотография и метафизика взгляда» известного уличного фотографа Залмана Шкляра.
Экспозиция состоит из 30 цветных и 30 черно-белых фотографий, созданных автором за последние годы в различных уголках планеты. К сожалению, сам Залман Шкляр на вернисаж не прибыл, и не рассказал, где именно снимал, зрителю определить локацию съемок довольно трудно, нет каких-то туристических вех. Да это и не столь важно. Важен взгляд автора, выхватывающий из повседневной уличной суеты самое «вкусное». Например, ноги девушки, шагающей по переходу.
Старший научный сотрудник ОМЗВИ Сергей Ильин признался: термин «стрит-фотография» вызывает у него некое смущение. Уличная фотография… Так и до уличной женщины недалеко. Но что поделаешь, такова терминология. Трэвел-фотографы снимают не городскую среду, а дикую природу – саванну, горы, сельву, водопады. Залман Шкляр – обитатель городов, каменных джунглей, по которым скачут юные лани на каблуках и ковыляют пожилые муравьеды…
«Здесь прежде всего пир для глаза, — отмечает Сергей Ильин. – Затем мозг подвергает увиденное анализу, а потом все это ложится на душу, согревая ее, либо нет. Работы очень разные, но автор у них один и тот же, просто в различные моменты у него другой взгляд».
«Большинство работ представлены широкому зрителю впервые, — говорит куратор выставки Александр Синельников. — Уличные черно-белые фотографии Залмана Шкляра с элементами нуара и строгой лаконичной геометрии являются его «визитной карточкой». Необычные ракурсы съемки, которые использует этот фотограф, придают ощущение присутствия и участия зрителя в самом событии, запечатленного в кадре. В фотоработах Залмана Шкляра можно увидеть многие приемы, которые использовались фотографами из классической школы – геометрические формы линий, авангардные ракурсы Родченко. Многие работы фотографа акцентированы на материальных формах, в которых он раскрывает до этого скрытое содержание. Цветная улица Залмана Шкляра выражает авторское видение метафизики цвета, игру между различными цветовыми оттенками, играми теней. При этом автор старается выстроить сюжетную линию между цветом, как внешней красотой объекта, и самим человеком, который неизменно запечатлен в каждом кадре и представляющим внутренний, скрытый мир. Работы Залмана Шкляра неоднократно были положительно отмечены мировыми фотографами и арт-критиками».
«Для меня произведение искусства – это сочетание творчества и мастерства, — резюмировал директор музея Игорь Пороник. – Рад, что на этой выставке присутствует и то, и другое».
Автор — Ирэн Адлер, фото Александра Синельникова