В Украинском театре состоялась булгаковская премьера. Здесь показали «Собачье сердце» в свойственной новому главному режиссеру театра Максиму Голенко эпатажной манере на грани фола.
Остроумные реплики, заспиртованные или нет уродцы, чекисты в кожаных плащах, шикарная жизнь и театральная кровь на сцене — такою увидят зрители новую версию классики Булгакова на сцене украинского театра.
«Сюжет всем давно известен: профессор Преображенский, который занимался вопросами сохранения молодости и одновременно мечтал улучшить человеческую расу, почувствовав себя способным на эксперимент, с научной целью пересадил бездомному псу человеческие железы и гипофиз мозга, намаагаючись превратить собаку на человека, — так рассказывают о постановке в самом театре.
— Но дерзкий эксперимент имел непрогнозируемые и трагикомические результаты. Полиграф Полиграфович Шариков, а именно так назвали вновь существо, начинает все больше напоминать человека, органы которого ему пересадили (донора) — пьяницу Клима Чугункина, и начинает разрушать уютный и гармоничный мир профессора и его близких. Именно поэтому врач решает вернуть пациента в исходное состояние».
Стилистика выдержана в формате времени истории, но в репликах персонажей нет-нет, да и проскальзывает современная реальность, приправляя пикантным юмором.
Интересно, что Шарикова на протяжении спектакля играют сразу несколько актеров. Да и живой собаки на сцене нет — вместо нее весьма эффектная скульптура.
Профессор Преображенский предстает на одесской сцене весьма мистическим персонажем, основное орудие которого — палочка, а точнее — трость. С помощью трости он рисует магически круги, словно гоголевский Хома из «Вия». С помощи трости он общается с жилкомом, который на сцене украинского театра предстает некой разновидностью гоголевской «нечисти».
Текст для одесской постановки адаптировала современная украинская драматург Лена Лягушонкова. Спектакли на ее авторские тексты с успехром идут в столичных театрах, вызывая неоднозначную реакцию критиков. Лена сохранила все «фирменные» диалоги, хорошо знакомые искушенному зрителю по экранизации «Собачьего сердца». Кроме того, в инсценировке, кроме известных метафор и аллегорий, появляются реминисценции на другие произведения Михаила Булгакова («Роковые яйца» и «Морфий»), и прозрачные аллюзии на наше настоящее.
Увидеть спектакль можно будет также 3-го и 30-го октября.
Фото: Иван Страхов. Одесский украинский театр им. Василько