В честь Хэллоуина мы расскажем о показанном уже дважды на сцене Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Василия Василько спектакля «Страшное китайское проклятие. Украина» по пьесе Елизаветы Мельниченко. Репортаж с репетиции мы уже публиковали ранее.
Постановка получилась в хорошем смысле пугающей, с готическим балетом в почерневших веночках (читается как метафора омертвевших, обугленных надежд). Художник-постановщик Екатерина Либкинд придумала красивую проекцию аквариума с акулой Зайкой, которую держит богатый и влиятельный «новый украинец» (Александр Иваненко). Мультяшная Зайка мило плещется в своем обиталище, а о том, чем кормят хищницу, мы догадываемся, услышав истошное мяуканье… Хемингуэя читали? Местный старик поймал и приручил «свою большую рыбу»? Полно умиляться: закончатся коты, в ход пойдут просители и посетители вроде «митцiв»: художника Константина Наливайко (Александр Самусенко) и поэта Лаврина (Олег Шевчук). Да они и сами это спинным мозгом чувствуют… Страшно ведь!
Продюсер «Проклятия», главреж Одесской оперы Евгений Лавренчук, напоминает: «Китайского проклятия «Чтоб ты жил в эпоху перемен», на самом деле не существует. Спектакль — миг между реальностью и сном, слом времени и пространства между этническим и настоящим, украинский миф о движении на месте».
Сначала действие переносит нас в спокойные семидесятые, где у художника Константина Наливайко, явного потомка казацкого рода, перспектив немного. Мощный, полный сил мужчина никак не реализует свой потенциал, пробавляясь худфондовскими заказами на портреты вождей. Сумрачна жизнь Константина после встречи в метро с ромкой Азой (в украинской драматургии – мощный образ, измельчавший в нашей драме до определения «страшна, мов китаянка»), и вовсе потеряла покой. Он боится жить в эпоху перемен, хотя во времена застоя ими еще и не пахнет. Боится новых шансов, хотя главный выигрыш судьба ему уже преподнесла – это роскошная красавица, секс-бомба Нелли (народная артистка Украины Вера Ревенко до недавнего времени работала в Одесской опере). Исполнительницу роли Нелли продюсер просто боготворит, говорит, она – воплощенный секс, и с этим невозможно не согласиться. А в придачу к роскошному телу имеется и не менее роскошный голос! Вы представляете ужас существования такой рожденной для блеска женщины в убогой обстановке, с мужем, который ни украсть, ни заработать не в состоянии?! Возможно, еще и поэтому она не может состариться, жизненная программа не выполнена, достойные такой фигуры платья не ношены…
Страшна и судьба сына этой пары, Овидия (Михаил Игнатов). Во-первых, странное имя не помогает ему развиваться и приобретать вес в обществе, во-вторых, десятку на жвачку не допросишься у папаши. Режиссер Борис Кривец создал с молодым актером образ закомплексованного недоросля со странной пластикой, нелепыми ужимками, трудно даже узнать статного красавца, обычно играющего героев-любовников. Два великолепных человеческих экземпляра создали нечто нежизнеспособное, а на носу эпоха перемен, в которой узкоглазая ромка, конечно, не виновата, и если бы Константин таки дал ей в метро пару советских рублей, ничего бы в ходе мировой истории не изменилось. Поэт Лаврин страшно, чудовищно бездарен, его стихам не будет применения, когда закроются советские газеты, где подобное изредка печаталось. Надо что-то делать, но работы все действующие лица боятся больше всего…
Как бы ни было страшно, советуем театралам следить за афишами и посмотреть спектакль, которому предрекаем долгую сценическую и успешную фестивальную жизнь. Хороший, полезный спектакль!
Ирэн Адлер
Фото Владимира Андреева