В первый день февраля в Центре креативных искусств SiniY Crab устроили арт-субботу. «Діі» — так называлась эта, вторая уже арт-суббота на ул. Приморской, 42 – включала в себя 57 черно-белых работ фотохудожника Лизы Коваль.
Работ очень кинематографичных. Поэтому совершенно логично, что еще одна дія этого вечера – презентация новой короткометражной ленты «Театр» одесситки Лизы Коваль и гречанки Веры Иона Пападопулу. Программа вечера была тонко заплетена на неслучайных случайностях, пересеченных во времени и пространстве, и объединившей несколько разных направлений современного искусства.
Греческая гостья не только режиссер, но и перформер, поэтому, приехав на презентацию фильма, в преддверье арт-субботы она провела 3-дневный ворк-шоп, результатом которого 1 февраля стали 5 перформансов. Еще один перформанс-проект этого вечера представили Евгений Баль и Андрей Утенков (группа PLOT). Музыкальное наполнение вечера гостям обеспечили Виталий Фесенко и Андрей Сечковский (Olympic snow).
В рамках проекта «Діі» речь пойдет о роли искусства в жизни художника и о влиянии творца на окружающую действительность. Вера и Лиза знакомы лет 15-ть. В 2007 г. состоялся их первый совместный проект, в котором фотографии концептуально поддерживали архитектурный перформанс «Дом на двоих» — о взаимоотношении пространства и телесности. В том же году девушки реализовали и проект в МСИО, где Вера танцевала, а Лиза посредством фоторабот передавала это движение и энергию так, чтоб не потерялся замысел хореографа. Минувшим летом Вера почти случайно влилась в кинематографический проект Лизы. Изначально – в качестве хореографа. Но пока Вера летела в самолете, ситуация в проекте кардинально поменялась, и фильм фактически остался без режиссера. А заодно – и без сценария. И Вера, которая, к счастью, закончила режиссуру во ВГИКе, приземлилась в Борисполе фактически уже в новой ипостаси. За несколько дней у фильма появился новый сценарий. И на арт-субботе в Одессе у короткометражки «Театр» был презентационный «выход в свет». Дальше фильм поедет на фестивали и, пока у него не закончится фестивальная история, в Украине его демонстрировать не будут.
— Я считаю, что все случайности не случайны, поэтому все произошло, как и должно было быть. И на съемочной площадке была очень хорошая энергетика, не грузящая, — говорит Вера Пападопулу.
— Это была такая концентрация энергии, все аккумулировались, и мы уложились со съемками в одну киносмену. Для сравнения, прошлый фильм, с таким же 13-минутным хронометражем, мы снимали 4,5 смены. Было не просто, но очень круто, — подчеркивает Лиза Коваль.
— По какому принципу были отобраны фотоработы для арт-субботы?
— На самом деле, это работы разных периодов, которые не поместились на стенах МСИО летом, во время моей юбилейной выставки, приуроченной к 20-летию фототворчества. Но, мне кажется, интересно периодически показывать фотографию не только в музейных стенах – идеально белых с правильным освещением. А в таких вот хабах, крос-пространствах мультифункциональных, потому что зритель может увидеть, как работа смотрится в интерьере. Здесь представлены разные годы – пленка, цифра, разная оптика, освещение, но каждая из работ очень прикольно вписана в этот интерьер. У нас же вообще очень своеобразное отношение к фотографии – вроде искусство или не искусство, коллекционеры не покупают, потому что оно, вроде как, тиражируемое. Хотя, если художник может сидеть в мастерской и накладывать слои краски бесконечно, то фотохудожник должен собрать людей, технику, куда-то выехать, организовать этот производственный процесс, но публика этого всего не видит и не учитывает. И такого рода выставки, где зритель видит, как фоторабота может быть вписана в интерьерное пространство, наравне с живописными или графическими полотнами, мне кажется, это интересно, — говорит Лиза.
— А может ли современный художник выживать за счет своего таланта?
— Ну, если занимается коммерческой фотографией – да, если искусством ради искусства – нет. Даже в тех странах, где ценителей художественной фотографии в разы больше, чем у нас, — говорит Лиза.
— Для меня, как перформера – хотя я еще и режиссер – источник финансов двоякий, — подчеркивает Вера. — С одной стороны – это преподавание. С другой – есть разные европейские программы, цель которых, с помощью определенного количества людей, поставить какой-либо перформанс в городской среде. В основном, это заказ на мемориальные перформансы. И, если говорить о художественном смысле для публики, это как театр, где актеры выходят и играют здесь и сейчас.
Цель нынешнего моего ворк-шопа в Одессе, чтобы каждый участник, в рамках арт-субботы, представил свой живой проект. Из большого стилистического массива теории каждый участник за три дня должен был выбрать то, что ему ближе, попробовать себя в этом направлении и показать публике собственную художественную работу. Здесь. И сейчас. Да, в мире есть перформансы, которые можно повторить, но в основном, это очень личное, что происходит в данный миг, что тебя, как художника, беспокоит и о чем ты хочешь поговорить. И это, как в фотографии: если утрачен первоначальный носитель, повторить то же освещение, то же настроение, погоду, антураж невозможно. Всегда будет что-то другое, другие акценты. Акцент перформанса, пожалуй, больше, чем любой другой вид искусства, в своей основе имеет действие. Понятно, что результат тоже важен. Но первопричина – действие.
— Вы выбираете действующих лиц в свои творческие, некоммерческие проекты? Существует ли какая-то сепарация на этапе формирования идеи?
— Я, конечно, людей для своих проектов выбираю, — говорит Лиза Коваль. — Это же синергия, доверие должно быть, мы должны приятны быть друг другу. Когда ты много лет работаешь, технически кадры уже не могут быть неудачными. Но, если ты работаешь с человеком в первый раз, процент кадров, которые можно потом где-то выставить, очень небольшой. И по мере возникновения доверия, энергообмена, процент мощных кадров растет безусловно. Хотя раньше, конечно, бывали случаи, когда, либо человек не смог или не захотел раскрыться, или я ошиблась в своем выборе. Но на этой выставке представлены работы, на которых запечатлены мои близкие друзья, и с этими работами такого не было.
— Если это большой проект, где я выступаю как режиссер, все претенденты проходят через кастинг-директора. Все зависит от задачи, — подчеркивает Вера Попандопулу.
— У вас сформированы планы на будущее?
— В последнее время я и днем, и ночью занята своим первым полнометражным фильмом, — говорит Вера Попандопулу. Это, условно, детективная драма, где я и сценарист, и режиссер. И не могу дождаться того мига, когда уже можно будет сказать: «Мотор, начали!». Первая сцена должна сниматься уже в марте. А дальше, если все будет хорошо, съемки начнутся в конце сентября. Планируем снимать в Греции, но хотелось бы, чтоб в этом проекте были люди из разных стран, поэтому я сказала: «Лиза, подумай, что ты хочешь делать в моем фильме, я буду рада видеть тебя в любом качестве».
— Кроме фотографа, я там в данный момент себя никем не вижу, но мы еще подумаем над этим. — говорит Лиза Коваль. — У меня очень хорошие получаются бекстейдж фотографии со съемочной площадки, я иногда даже не помню, как я делала эти фотографии, потому что параллельно я еще решаю много задач – продюсерских, организационных, вплоть до нарезки бутербродов. И когда я потом просматриваю фотографии, удивляюсь, а когда ж я это сделала? Поэтому фотограф однозначно на площадке у фильма есть, а с остальным – подумаем.
Очередная арт-суббота – литературная, 6-часовая – запланирована на 22 февраля.
Текст и фото: Дарья Французова