В рамках цикла лекций “Всемирная история театра” в музее Западного и восточного искусств прочитают лекцию о Средневековом театре стран Западной Европы. В эпоху средневековья церковь, насаждая повсеместно христианство, обладала огромной властью над всем. Это было время Священной инквизиции, считавшей театральное искусство греховным. По этой причине актеров подвергали гонениям и преследованиям со стороны церкви вплоть до суда инквизиции.
Кроме того, церковники стремились искоренить и деревенские обрядовые игрища, где использовались элементы театрализации.
Однако, несмотря на преследования со стороны церковников, театральное искусство Средневековья продолжало свое существование. История средневекового западноевропейского театра развивалась в два этапа: 1. ранний (пятый – одиннадцатый век) и 2. зрелый (двенадцатый – середина шестнадцатого века).
В настоящее время театральное искусство имело ряд черт, характерных для всех стран Западной Европы. Оно имело два основных направления: церковная драма (церковный театр) и народный театр (фарс). Кроме того, закладывались основы светской драматургии.
Как и при Римской империи средневековых актеров, мастеров своего дела, забавников-профессионалов называли гистрионами. Во Франции их называли «жонглерами», в Германии – «шпильманами», в Польше – «франтами», в Болгарии – «кукерами», в России – «скоморохами».
Среди актеров выделялись комики-буффоны, пользовавшиеся неизменной зрительской любовью. Их выступления объединяли цирковое искусство (жонглеры, элементы клоунады), пантомиму, искусство рассказчиков, певцов и музыкантов. (Название «буффонада» в переводе с итальянского означало «шутку», «шут»; буф – «комический», «забавный»). Буффонада – это сценическое представление, а также актерские приемы, построенные на подчеркнуто внешних комических преувеличениях, преувеличенности и карикатурности поведения персонажей, их действий и явлений.
Хотя средневековый театр и не дал значительных произведений искусства, он подготовил почву, которая стала благодатной для развития мощного реалистического театрального искусства эпохи Возрождения. Авторы цикла: Владимирова Наталья – театровед, киновед и Куркаев Сергей – кинорежиссер, продюсер, педагог.