В книжном магазине «Буква», что на Дерибасовской, состоялась презентация новых книг Ирины Лобусовой — одесситки, чьи книги выпускает с огромным успехом харьковское издательство «Фолио».
Своих поклонников Ирина встречает во Львове, Полтаве и других городах Украины, где представляет свои детективные романы, а в Одессе сам Бог велел, как говорится, потому что наш город присутствует в каждом томе.
Эти книги расходятся с невероятной быстротой – кто-то покупает для себя, кто-то для мамы, но тоже с интересом заглядывает под обложку и «подсаживается».
Вчера презентовали последний роман «Катакомбы Военного спуска» и десятый в серии «Ретророман» (эта серия посвящена разным городам Украины, и за Одессу отвечает именно Ирина).
Подходит логический конец похождениям бандитки-маравихерши, а теперь уже авторитету преступного мира Южной Пальмиры Тани Алмазовой, женщины благородного происхождения, но трудной судьбы.
Сюжетную интригу раскрывать не будем, но обратим внимание на место действия – дом под номером 18 на Военном спуске. Каждый, кто бывал на спектаклях в театральном пространстве «ТЕО», хорошо представляет себе суровый интерьер бывших складов, вырубленных в известняке. Оказывается, в свое время здесь происходили не культурные мероприятия, а так называемые бандитские сходы: «Через ходы в подземных лабиринтах можно было оказаться на разных улицах и легко, спокойно уйти от любой облавы и погони. Эти залы с высоченными потолками создавали атмосферу мрачного торжества – каждый сход был похож на некий готический спектакль».
Действие романа происходит в 1930 году. И преступный мир уже не тот, что во времена Мишки Япончика: «Было понятно, что эти люди впервые попали на сход, это были новые воры из областей, держащие в своем подчинении деревни и областные центры. Они заметно нервничали, чувствовали себя не в своей тарелке, не знали, как себя вести, куда день руки, что и когда говорить, а оттого ерзали на скамье, как нашкодившие школьники, которых в любой момент строгий учитель может дернуть за ухо. Таня улыбнулась про себя этому сравнению. Да нет никакого строгого учителя! Давным-давно уже нет! Был Японец, своей железной волей державший в кулаке всю эту свору. Человек, сумевший сделать невозможное: объединить и организовать воров, навести нечто вроде порядка в этом пестром хаосе человечьих отбросов, сделать так, чтобы последние не чувствовали себя обездоленными, а первые еще больше не лезли вперед. И чтобы все вместе, и те, и другие шли к своей общей цели – обогащению воровским путем и возможности избежать за это ответственности. Тогда даже в самых отдаленных закоулках и лабиринтах трущоб, в самых низкопробных «малинах» для последних подонков и забулдыг был порядок. Но это было тогда. Давно уже нет Японца, а его место никто не сумел занять. Оттого в бандитский мир вернулся хаос».
Вторая книга, представленная на презентации, носит не менее интригующее название: «Дневник призрака». Это тоже ретро, но речь идет о «советской серии», героев косят сталинские репрессии вкупе с маньяками, а все интриги закручиваются вокруг личности другой молодой женщины, вполне законопослушной докторши Зинаиды Крестовской, к которой так и липнут неблагонадежные персонажи.
«В основу сюжета «Дневник призрака» я положила легенду о мародерах, которые специально жгли костры на мысе Большого Фонтана, чтобы корабли разбивались, и можно было завладеть добычей, — рассказывает писательница. – Меня вдохновляли «Имя Розы» Умберто Эко и «451 градус по Фаренгейту» Рея Бредбери, ведь важная роль в сюжете отводится рукописи… А для меня книга, рукопись с детских лет неотъемлемая часть жизни. В романе идет речь и о деятельности нацистской организации «Аненербе», путешествии в Тибет. Известно, что материалы об этой загадочной экспедиции находятся в некоторых архивах Германии и Лондона, но будут рассекречены только после 2044 года. Поэтому я представляю свою версию происходившего…».
Следующая книга «советской серии» будет называться «Змей Сварога» и расскажет о событиях 1940 года в Бессарабии. Планируется и серия детективных романов, посвященная второй половине 60-х. Еще два романа, «Красная комната» и «Чужая кожа», Ирина выпустила в серии «Украинский детектив» — там уже сюжеты современные, а «Чужая кожа» так и вовсе переплюнула все популярные сочинения о садомазохизме, хотя присутствуют, конечно, в сюжете и грабежи, и аферы. И маньяки…
Прямо на презентации Лобусовой предложили провести мастер-класс по написанию детективов для детей. Но она вежливо отказалась: «Чтобы писать какую-то детективную историю, нужен опыт, а детям лучше пробовать свои силы в сказках и фантастике».
Редакция «Думской» поздравляет Ирину с женским днем и ожидает новых книг, выходящих из-под ее пера.
Автор Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева.