На дворик Театра юного зрителя имени Юрия Олеши опускаются сумерки, и в прохладе, под сенью деревьев, публику продолжают радовать открытыми читками (кроме ТЮЗа, в этом формате у нас работает только украинский театр, и то не так часто, как хотелось бы). Юмор столетней давности для вечера «Театральный капустник» очень даже пригодился.
«Заметки театральной крысы» Аверченко знакомят нас с типажами, которые не перевелись за сотню лет. Например, это антрепренер Пикадоров (Александр Давлятян), артистично обманывающий и обирающий господ артистов под видом стенаний о страдающей душе. Как-то даже неудобно требовать законные рублики, когда тебе в ответ вопят, что ты отбираешь последний полтинник на папиросочку…
Или недовольная малым объемом роли актриса Марыськина (Надежда Марченко) – что, если на очередном спектакле выйти за рамки текста пьесы и развить роль купчихи Полуяновой до трагических высот, а там пусть хоть увольняют?.. Актеры и вправду удивительный народ, желающий играть самые большие роли за самое маленькое жалованье! И вот уже Марыськина истерически хохочет, завладевая всецело вниманием зала и признаваясь в любовной связи с обожателем хозяйки дома, вот это поворот! У нее хватит еще пафоса на последнюю реплику: «Вещи на извозчика!». Будет ли он, новый ангажемент? Зато была роль, как говорится, на разрыв аорты, а не жалких пара реплик.
Рассказ Аверченко «Роковая гребенка» в исполнении Виктории Алексеевой – это уже о женской доле, ведь трудно подчас отказать пылкому поклоннику, даже если ты замужем… Аргументов не хватает, и зал хохочет, понимая, как далеко зайдет дело!
От драматических перипетий – к оперным страстям. И вот уже в современном прочтении предстает театральная пародия Михаила Волконского «Вампука, принцесса Африканская». Оперные штампы знакомы даже тем, кто в оперу-то и не ходит, на самом деле смешны наивные предметы бутафории, весьма условные сценические эффекты, высокопарные стишки («Как отрадно любить и счастливыми быть, вот нам светит луна, — как прелестна она!»). Гибкая, как пантера, Вампука (Татьяна Полякова), соперничающие за ее любовь Лодырэ (Александр Чорба) и Строфокамил (Алексей Межевикин), вездесущие поющие «эфиопы», палач и переносная луна (без нее влюбленным не объясниться), всеобщая пляска в финале… Феерично!
А 9 и 29 августа театр планирует провести читки рассказов Тэффи, тоже будет интересно. Куратор читок, заслуженная артистка Украины Оксана Бурлай-Питерова предложила творческой молодежи весьма изысканную, пикантную литературу, а это отличный опыт.
Автор: Ирэн Адлер
Фото Владимира Андреева