Как утверждают опытные настройщики, в 1990-х из Одессы массово вывозились музыкальные инструменты, имевшие мало-мальскую ценность. Говорят о забитых тогда под завязку гаражах воле аэропорта. Будем надеяться, все вывезенные раритеты хранятся в хороших условиях и продолжают звучать, а ваша любимая «Думская» сегодня предлагает ознакомиться с десяточкой уникальных инструментов, сохранившихся в городе. Имеете что добавить – присоединяйтесь к нам в комментариях и рассказывайте…
Номером первым идет у нас очень красивый, вычурно оформленный рояль «Шредер» из Дома ученых, чья стоимость по некоторым оценкам составляет чуть более полумиллиона евро.
По одной из версий, на этом рояле в 1847 году играл в Одессе сам Ференц Лист. Впрочем, эту версию в свое время опроверг профессор Одесской музыкальной академии имени Неждановой, пианист Анатолий Зелинский. По его словам, на этом «Шредере» установлен «механизм двойной репетиции, который облегчает для исполнителя быстро повторяющееся нажатие одной и той же клавиши. Во времена Листа этот механизм уже изобрели, но еще не внедрили. Лист гастролировал здесь в 1847 году. Играл он на «Плейелях», которые отличались прекрасным звуком, но названный механизм в них появился только во второй половине девятнадцатого века. Тем не менее инструмент уникальный, жаль, не «рабочий»…
Второй номер – фисгармония из муниципального музея личных коллекций имени А.В. Блещунова. XIX век, Германия, импозантный вид, но, увы, играть на ней тоже не получится.
«До недавнего времени она звучала, мы даже разрешали детям в конце экскурсии взять несколько аккордов, — рассказала директор музея Светлана Остапова. – Потом возникли проблемы, и мы пригласили специалистов-реставраторов из консерватории, которые знают толк в инструментах с мехами – баянах, аккордеонах. Специалистов по органу, к сожалению, мы не нашли, а ведь это разновидность органа. Нам сказали, что механизм очень поврежден. В Украине нет специальности «реставратор музыкальных инструментов», в этом огромная проблема. Мы пригласили реставраторов, которые смогли восстановить внешний облик фисгармонии, убрали пыль из механизма. Ищем дипломированного специалиста, который поможет ей зазвучать, это может быть немецкий, польский мастер, прибалт, понимаем, что это будет нереально дорого. На этой фисгармонии, которую приобретал еще Александр Владимирович, играл композитор Майкапар, когда по какой-то причине отменили его концерт в филармонии».
Номер три – орган, но не совсем тот, о котором вы подумали. Вернее, совсем не тот. Он одесский, но давно находится в Черкассах. О нем нам поведала известная одесская органистка Елена Удрас:
«Этот синема-орган был куплен на выставке в Париже в 1926 году. Он обладает невероятным количеством регистров и необыкновенными тембрами. Сперва он был установлен в оперном театре, но во время войны был поврежден. Долгие годы инструмент молчал. В 1967 году директор Черкасского музыкального училища перевез в Черкассы то, что от него осталось, и лучшие реставраторы из Львова. Киева и Днепропетровска вернули его к жизни. Люблю на нем играть, когда бываю в Черкассах».
Синема-орган – это инструмент, специально разработанный для сопровождения спектаклей и кинофильмов, способный имитировать звучание различных инструментов оркестра, предок синтезатора. Во времена расцвета немого кино синема-орган был необычайно популярен, а в театре с его помощью порой ухитрялись воспроизводить звуки сирен и клаксонов, удары грома и завывания ветра. Будем в Черкассах – обязательно навестим земляка с парижскими корнями!
Под четвертым номером у нас – сразу два бассетгорна (бассетгорн — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность кларнета) из арсенала Национального филармонического оркестра.
Специально для исполнения некоторых произведений Моцарта, требующих оригинальных тембров, их приобрели у военного оркестра, где такие инструменты давно не востребованы. Великий Моцарт использовал бассетгорн в Серенаде B-dur K361, «Масонской траурной музыке» K477, операх «Похищение из сераля» и «Милосердие Тита», а также в «Реквиеме». Бернард Шоу считал, что из-за бедности звука («Лучшего инструмента для похорон и не придумаешь») о бассетгорне все давно бы забыли, если бы не Моцарт. А мы тепло относимся к этому представителю семейства кларнетов и рады слышать в концертах.
Пятый номер – у сладкозвучной цитры из коллекции одесситки Елены Федько, пианистки и педагога. Что-то среднее между гуслями и гитарой, но с неземным тембром. Нет романтичнее инструмента в мире! На тирольских цитрах аккомпанировали себе первые немецкие колонисты нашего края, напевая сентиментальные песни своей далекой родины («Фрау, желаете пива или вина? А что подать вашей прелестной тохтерляйн (доченьке)? – Мои пиво и вино свежи и светлы, но моя тохтерляйн уже пьет кубок смерти…»).
Летом 1868 года на даче Лидерса в Одессе было открыто увеселительное заведение, где работал «хор арфянок», куда входили исполнительницы на тирольской цитре, а также скрипачки и флейтистки, а порой и пианистки. В репертуаре были песни, романсы и арии на разных языках. Позднее цитры зазвучали также в коллективе «Общество тирольских немцев» и оркестре «Филармония-Германия» под управлением Густава Гене. У истоков всех этих начинаний стоял богатый купец Алексеев, о котором подробно можно прочесть в трудах краеведа Олега Губаря.
Номера шесть и семь пришли к нам из коллекции одесского композитора Кармеллы Цепколенко:
«Тибетский хорн я приобрела в 2002 году, когда была в Гонконге на ICSM, это Всемирные дни современной музыки, — вспоминает Кармелла Семеновна. — Было несколько свободных часов от заседаний Ассамблеи и концертов. И мы поехали, то есть поплыли на маленьком кораблике на ближайшие острова. Немножко заблудились и попали на «Остров рыбаков» (так переводилось с китайского). Должна сказать, что этот остров не очень посещаем туристами, и мы вначале даже немного испугались. Там было место на высоком холме, куда съезжаются маги и проводят свои бдения? Но мы там нашли магазин, где продавались старые инструменты и всякое другое старинное? А мы были втроем: композиторы Рашид Каллимуллин, Витаутас Германавичус и я. И в этом магазине мы нашли три тибетских хорна. Естественно, купили. То есть мы владельцы: Татарстан, Литва, Украина. И Рашид, и Витас написали произведения для хорна + электроника. Я еще не написала.
Тибетские хорн (слева) и скрипка
Тибетскую скрипку мне подарил Валерий Бодылев. Сказал, может кто- то сыграет на фестивале «Два дня и две ночи с новой музыкой». Но там струны из пластика? Все равно, скрипка классная. Возможно, удастся поменять струны на ней, и тогда зазвучит».
Еще одна экзотическая диковинка хранится в уже упоминавшемся доме Блещунова. Это непальская скрипочка, подаренная музею известным альпинистом и коллекционером Виталием Томчиком. Ей принадлежит восьмой номер.
«Дело в том, что последние лет 25 я езжу в Непал два раза в год, — рассказывает коллекционер. – Весной и осенью, потому что летом там муссоны, а зимой холодно. И вот за эти годы маленькие пацаны, которые бегали вокруг и выпрашивали милостыню, стали взрослыми дядьками. Теперь они продают туристам дудочки и скрипочки. Это как матрешка в России или вышиванка в Украине, традиционный сувенир. Купил скрипочку. Думаю, на ней можно играть, если этим займется профессионал: натянет струны, настроит ее. А у меня, признаться, слуха нет. Вот и подарил ее музею».
Под номером девятым – медитативный египетский металлофон из коллекции фотохудожника Олега Владимирского. Под звон такого инструмента рассеиваются мрачные мысли и мизантропия!
И завершает нашу десяточку большой концертный белый рояль, изготовленный для известного одесского пианиста Алексея Ботвинова. Это, по сути, рояль-экран. Напомним, что премьера новаторского проекта, выводящего синтез видео и классической музыки на совершенно новый уровень PIANO LIGHT SHOW впервые представили широкой аудитории в главном концертном зале Швейцарии Цюрихском Тонхалле 23 мая 2019 года. Для реализации проекта знаменитая фирма роялей KAWAI специально изготовила модификацию своей флагманской модели большого концертного рояля элитной серии KAWAI SHIGERU и доставила в Цюрих для единственного концерта Алексея Ботвинова из северогерманского Дюссельдорфа. Успех проекта превзошел ожидания – видеомаппинг на белый рояль с творческим ноу-хау VJ Videomatics и Ботвинова создали поистине ошеломляющий визуальный эффект.
Специально изготовленный для Одессы белый рояль был «опробован» осенью прошлого года. На фестивале OdessaClassics увидим его во время опен-эйра на Потемкинской лестнице, на нем будет играть сам Ботвинов и победитель детского пианистического конкурса имени Серафимы Могилевской, который определится в ближайшие дни.
Наверняка читателям известно местонахождение других достойных инструментов – не скрывайте своих знаний!
Автор — Ирэн Адлер, фото Александра Гиманова и Владимира Андреева