В рамках одесско-харьковского проекта «Очень цифровые резиденции» (организаторы — Pixelated Realities и Gwara Media) пространство у Художественного музея стало одной из локаций для 3D-моделей объектов культурного наследия Одессы и собственных идей скульпторов.
Поддержку проекту оказал Украинский культурный фонд. На реализацию идеи и овладение современными методами ушел месяц — и вот симпатичная девушка Яна Бойцова демонстрирует травянисто-зеленую миниатюрную модель скульптуры Лаокоона с сыновьями. Оригинал напротив входа в археологический музей выглядит, конечно, благороднее. Но если с ним, паче чаяния, что-то произойдет, восстановить будет легче благодаря существованию такой вот копии.
Та же история может повториться с памятником Маразли, если у него вдруг отвалится голова. Образцы новых скульптур, созданных нетрадиционным способом, тоже присутствовали.
Еще часть моделей демонстрировалась под открытым небом на Потемкинской лестнице и на баскетбольной площадке на углу Толстого и Нежинской. А в перспективе – экспозиция в каком-нибудь закрытом выставочном зале.
Методом фотосканирования реального объекта изображение переносили на компьютер, потом применялись печать на 3D-принтере или фрезеровка из специальных материалов.
«Создавая новые скульптуры, современные авторы могут потратить гораздо меньше времени, чем если бы они пользовались традиционными материалами», — уточнила Яна.
Ваять в мраморе, стало быть, уже неактуально, но это не точно, время расставит все на свои места, в том числе и правомерность тех или иных технологий в каждом конкретном случае. Молодые скульпторы, ставшие участниками проекта, увлечены доступностью процесса. Но город и так трещит уже по швам от памятников, так что пожелаем будущим Церетели не забывать о вкусе и чувстве меры.
Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева