Как наскальная живопись отражается в современном искусстве, а тотемные глиняные фигурки обретают новый смысл в британской галерее. Как изобретения тысяч лет до нашей эры формируют тренды современного искусства в modern art gallery всего мира. И почему фекалии младенца – часть культового арт-объекта.
На эти и другие вопросы об искусстве точно знает ответы Майкл Берд. Майкл — писатель, поэт, журналист. Он участвовал в создании легендарного словаря Macmillan Dictionary of Art, пишет статьи для The Times и The Guardian, а также в популярных программ об искусстве канала BBC. Читает лекции по истории искусства в университетах Великобритании. Именно он – автор потрясающе красивой нашумевшей книги для детей “Звездная ночь Ван Гога”.
Причем ответов у господина Берда много, и многие он изложил в ошеломительно логичной книге “100 идей, которые изменили искусство”, на украинский книгу перевели и издали в Art-HUSS.
От отпечатков детской ладошки в доисторической пещере до эфемерного искусства социальных сетей, фейерверков, дронов и фотографий. От колоний художников до сатиры и законов сопротивления материала. Все это удивительным образом переплетено и, главное, совершенно живо в “100 идеях” Берда. Каждая глава – занимательное приключение, где читатель с удивлением обнаруживает, что искусство. созданное значительно задолго до его рождения, не хранится под пылью веков, а развивается и живет своей жизнью рядом: в галереях, социальных сетях, плакатах и даже новостных сюжетах.
Дело в том, что у Майкла Берда – совершенно необычный подход к искусству. По его определению “Искусство не имеет точных соответствий в отдельных культурах и периодах времени… Вероятно, искусство можно точнее всего обозначит термином обособленность”.
Да и 100 идей он выбрал, скорее из маркетинговых целей – для красивого названия. По его собственному признанию, их могло быть и 73, и 151. “Важнее, что каждая идея имеет собственную, выразительно очерченную историю в искусстве”, – подчеркивает Майкл Берд.
В книге – более 100 детальных иллюстраций, но читать все равно приходится со смартфоном в руке. Уж слишком много и слишком вкусных “хлебных крошек” рассыпает щедрой рукою автор на каждой странице. И вот, открывая страницу ты уже оказываешься в удивительном приключении, наблюдая за творчеством невероятных художников, о существовании которых не всегда и догадываешься. И так – каждая статья, каждый раздел вызывает желание серьезно погуглить. И внезапно обнаруживаешь себя, изучающей фотоотчеты с выставок в невероятных музеях и галереях мира.
Книге можно дать огромное число эпитетов: и провокационная, и насыщенная, и ломающая стереотипы. Но какой ее точно нельзя назвать – так это скучной. Не ждите классического изложения и сносок с историческими справками. В этой книге история – соучастница искусства. Уже после нескольких страниц сложно спокойно и пресыщенно смотреть на мир. Везде так и видишь, как сквозь канву современной обыденности то тут, то там просвечивают идеи тысячелетней давности.
Книгу точно стоит прочитать тому, кто хочет понять искусство. Особенно тем, кто изучает его профессионально и людям творческих профессий. Учитывая, что сейчас в издательстве действует 30%-ная скидка на многие книги, стоит позаботиться о шикарном новогоднем подарке заранее – и заказать “100 идей, которые изменили искусство”.
Специально для Культурометра Оксана Маслова