Знаменитому одесскому дирижеру и руководителю Национального Одесского филармонического оркестра Хобарту Эрлу сегодня исполнилось 60 лет. Специально к этому юбилею подготовлена самая подробная история о его жизни и творчестве.
Хобарт Эрл родился 20 декабря, 1960 в Каракасе, Венесуэла. Родители – оба коренные американцы. Мама Хобарта была так называемой «Дочерью Американской Революции», т.е. она была прямым потомком человека, который участвовал в Войне за независимость США, а предков его отца в США можно проследить в истории на 400 лет, до 1635 года.
По линии отца Хобарт был первым человеком, который родился за пределами США за все 11 поколений. По линии матери Хобарт является внуком известного американского фотографа Т. Хармона Паркхерста, который научился свободно говорить на языке «навахо» и диалектах нескольких разных племен «пуэбло».
Хобарт назван в честь младшего брата его отца, Хобарта Эрла, который погиб, будучи американским солдатом в Италии, во время Второй мировой в 1944 году.
1965-1972 – поскольку родители Хобарта оба были англофилами, он ходил в Великобританскую школу в Каракасе. В детстве обучался игре на фортепиано и блокфлейте. Как певец, до мутации голоса, много выступал как солист (дискантом), включая исполнение роли «первого из трех мальчиков» в постановке оперы Моцарта «Волшебная флейта».
1972 – во время последнего года в Великобританской школе в Каракасе, Хобарт был награжден специальным призом и кубком в области музыки.
1972 – 1979 – посещал школу-интернат Гордонстоун в Шотландии.
1974 – самый юный член школьной команды по гольфу (1978-1979 – капитан школьной команды).
1978 – занял пятое место в Венесуэле среди молодежи по гольфу.
1979 – стал первым в истории школы Гордонстоун, кто получил диплом исполнителя на кларнете (LTCL), сдал экстерном экзамены для окончания Лондонской музыкальной консерватории («Лондонский Тринити Колледж»).
1979 – получил «Золотую награду герцога Эдинбургского», лишь один из двух учеников школы, кто был удостоен этой награды в этом году.
1983 – закончил Принстонский университет, Нью-Джерси, США “magna cum laude” (с отличием), музыкальный факультет, где изучал композицию, музыкальный анализ и теорию у Милтона Бэббита, Эдуарда Коуна и Клаудио Списа, а также дирижирование под руководством Майкла Пратта.
1983 – был награжден Премией памяти Исидора и Хелен Сакс в области музыки, Принстонский университет.
Во время учебы в Принстоне сделал инструментовку для большого оркестра фортепианного сочинения «Paisajes» Каролины Лойд (1924-1980), своей тёти.
' alt="">
Тётя Хобарта написала оперу «Dona Barbara” на основе романа Ромуло Гальэгоса, премьера которой состоялась в Каракасе в 1967.
1983 – вернулся в Европу, в Вену, где занимался дирижированием в Венской академии музыки в классе Карла Остерайхера.
1984 – первые из многих концертов Хобарт пел под руководством Герберта фон Караяна в Вене, Берлине, Зальцбурге, в качестве члена Венского певческого общества (Vienna Singverein, это тот же хор, где пели Клаудио Аббадо и Зубин Мета в свои студенческие годы в Вене. В 19 веке хор участвовал в мировой премьере «Реквиема» Брамса и «Te Deum» Брукнера, а в 1910 году в мировой премьере Симфонии №8 Малера, под управлением автора.) Выступал с этим хором под руководством многих разных дирижеров, включая Джеймса Левайна, Лорина Маазеля, Сейджи Озава, с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, Бостонским симфоническим оркестром и многими другими оркестрами.
1986 – 1991 – дирижирует разными оркестрами, включая Венский камерный оркестр, венским оркестр «Тонкюнстлер», молодежный оркестр Австрии с концертами в Венском Концертхаусе, Брукнерхаусе, Линце среди прочих залов.
Как художественный руководитель камерного оркестра, который он основал в 1987 году, Американского музыкального ансамбля Вены / Ансамбля венской музыки в Нью-Йорке, дирижировал многими мировыми премьерами сочинений таких композиторов как Мигель дель Агила, Юджин Хартцель, Элвин Синглтон, Хорст Эбенё, Херберт Лауэрманн, с концертами в Вене, Линце, Граце, Нью-Йорке, Вашингтоне (округ Колумбия), Лос-Анджелесе, включая радио-трансляции на ORF (Радио Австрии), некоторые из которых были выпущены на диске под лейблом Albany Records, США.
1987 – стажировался у Леонарда Бернстайна в рамках фестиваля Тэнглвуд, США.
1988 – дирижировал мировой премьерой оркестровой версии сочинения Леонарда Бернстайна для фортепиано «Touches» (1981) в зале Моцарта в Венском Концертхаусе, вместе с Американским музыкальным ансамблем Вены – исполнение было записано для ORF (Радио Австрии).
С 1989 – начало дружбы Хобарта Эрла с венским композитором Теодором Бергером (1905-1992) – (см. также ниже 2000 год), чьи некоторые сочинения (Concerto Manuale, 1951 и Rondino Giocoso, 1933) Хобарт записал на CD.
В это время музыка Бергера редко исполнялась, несмотря на то, что его сочинение “Malinconia” (1933) для 47 сольных струнных вдохновило Рихарда Штрауса написать свои “Метаморфозы” для 23 сольных струнных, и все десятилетия до этого, его музыку исполняли часто. На удивление, в конце 1980-х, единственные записи музыки Теодора Бергера на CD были те самые, что упоминались выше, записанные Хобартом.
1990 – первое выступление в Одессе (еще был Советский Союз), во время тура с Американским Музыкальным Ансамблем Вены. Программа включала мировую премьеру концерта для кларнета с оркестром Мигеля дель Агила с Вензелем Фухсом (нынешним концертмейстером кларнетов в Берлинском филармоническом оркестре).
1991 – первые концерты с Одесским филармоническим оркестром, в Одессе (апрель). В октябре Хобарт дирижировал оркестром с туром в большом зале Санкт-Петербургской филармонии и в большом зале Московской консерватории с концертами, посвященными памяти Леонарда Бернстайна на первую годовщину его смерти. Это впервые, когда оркестр выступил в большом зале Московской консерватории.
1992 – первые концерты Хобарта в рамках тура заграницей с Одесским филармоническим оркестром на Брегенцерском фестивале, в Штефаниензаль в Граце и в Музикферайн в Вене.
Два концерта в Музикферайн в Вене были благотворительными концертами для жертв Чернобыльской катастрофы, под патронажем министра иностранных дел Австрии, Алоиза Мока, и, благодаря сотрудничеству недавно открывшегося посольства Украины в Вене, а также известных представителей из сферы медицины в Вене и Украинского Чернобыльского фонда – значительное количество медицинского оборудования было доставлено в разные больницы Украины, которые тогда занимались лечением жертв Чернобыльской катастрофы.
1993 – концертный тур в Испании с “Frankfurter Singakademie” (“Carmina Burana” Карла Орфа).
1993 – первый в истории тур Одесского филармонического оркестра в США и Канаде, включая концерт в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
1993 – статус Одесского филармонического оркестра был повышен с областного до государственного.
1994 – первые концертные туры в Германии и Швейцарии, включая Кельнскую филармонию.
1994 – награжден званием «Заслуженного артиста Украины», после концерта на сцене Национальной оперы Украины.
1995 – первая запись диска для британского лейбла ASV в рамках серии «Музыка Украины» с произведениями Мирослава Скорика и Николая Колессы. Поскольку в зале одесской филармонии было невозможно осуществить запись, она состоялась в Санатории им. Феликса Дзержинского.
1995 – Хобарт дирижировал Одесским филармоническим оркестром с первыми концертами оркестра из Украины южнее экватора, на фестивале Перт в Австралии – включая такой репертуар как «Весна священная» Стравинского и Симфония №2 Малера «Воскресение».
1996 – выступления с Одесским филармоническим оркестром с туром в Северной Америке по случаю 10-й годовщины событий Чернобыльской катастрофы, в зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в Кеннеди-центре в Вашингтоне (округ Колумбия) и в Месси-холле в Торонто.
1996 – награжден званием «Друга Украины» от The Washington Group, на церемонии в Вашингтоне (округ Колумбия). Тогда он стал первым представителем сферы культуры, получившим эту ежегодную награду.
1997 – вторая запись CD для британского лейбла ASV в рамках серии «Музыка Украины» с произведениями Евгения Станковича и первой записью музыки Рейнгольда Глиера из балета «Тарас Бульба».
1997/1998/1999 – концертные туры во многих западноевропейских странах, и снова в Северной Америке.
2000 – мировая премьера последнего сочинения Теодора Бергера “Fonofolium” в Одессе. Сочинение, написанное в 1987 году в Вене, не исполнялось 13 лет, и не было никаких намеков, что оно все же будет исполнено. Любопытный и печальный факт, ведь список дирижеров, исполнявших раньше мировые премьеры сочинений Бергера впечатляющий: Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян, Сержу Челибидаке, Димитрис Митропулос, Юджин Орманди.
2001 – австрийская премьера “Fonofolium” в Музикферайн, Вена, Хобарт дирижировал Одесским филармоническим оркестром.
2002 – серия концертов в Музикферайн в Вене с Виктором Третяковым, солистом-скрипачом.
2002 – 11 лет после первого концерта Хобарта в Одессе, статус Одесского филармонического оркестра подняли с государственного до национального.
2003 – в рамках номинации «Народное признание», Российская ассоциация космонавтов назвала одну из звезд в созвездии Персея «Хобарт Эрл».
2003 – исполнение 5-й симфонии Чайковского в Венской филармонии в Вене, записанное ORD (Радио Австрии) в прямом эфире, удостоено звания «Лучший классический альбом 2002 года» на «JPFolks Music Awards» в Южной Калифорнии.
2004 – стал приглашенным профессором Принстонского университета.
2006 – в год 250-летия со дня рождения Моцарта, первое исполнение в Украине «Реквиема» Моцарта с оригинальными инструментами бассетгорнами, для которых Моцарт написал это произведение.
2007 – удостоен звания почетного профессора Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой.
2007 + 2008 – сотрудничество с молодежным оркестром из Юго-Восточной Азии, который собирал музыкантов из 9 разных стран.
2010 – перенос балета Рэя Барра «Снежная королева» на музыку Александра Глазунова из Немецкой оперы в Берлине в Греческую национальную оперу в Афинах, где Хобарт выступил как дирижер-постановщик.
2011 – как дирижер-постановщик, сотрудничал с Владимиром Васильевым над балетом «Дон Кихот» в Греческой национальной опере в Афинах.
2013 – запись CD для Naxos, включая незаписанные ранее произведения Мирослава Скорика. Для этой записи пришлось останавливать транспортное движение на несколько часов на каждый из трех дней на двух главных улицах Одессы – Пушкинской и Бунина.
2013 – во время дирижирования записи с Госоркестром России им. Е. Ф. Светланова в Большом зале Московской консерватории, Хобарт узнал о том, что был награжден званием “Народного артиста Украины».
2014 – дирижирует «флешмобом» на Привозе, исполнив музыку из Симфонии №9 Бетховена, с участием хора Одесского национального театра оперы и балета и музыкантами НОФО на следующий день после аннексии Крыма.
2014 – назван одним из «30 профессионалов года» ведущим изданием Musical America Worldwide.
2014 – создатель и идейный вдохновитель фестиваля «Black Sea Music Fest», объединяющего музыкантов черноморского региона, а также приглашенных солистов с разных стран.
2015 – флешмоб, снятый на одесском Привозе, был показан на большом экране, дважды, во время “5Minute Film Festival” в Южной Калифорнии.
2015 – дирижирует мировой премьерой новой версии Михаила Плетнева концерта для фортепиано с оркестром Скрябина, с Плетневым в качестве солиста, в Москве с Российским национальным оркестром на Большом Фестивале РНО.
2016 – дирижировал израильской премьерой увертюры Лысенко к опере «Тарас Бульба» с Симфоническим оркестром Иерусалима.
2016 – дирижировал гала-концерт к 70-му дню рождению таджикского композитора Толибхона Шахиди в большом зале Московской консерватории с Госоркестром России
им. Е. Ф. Светланова.
2016 – стал почетным членом Всемирного Клуба Одесситов.
2017 – сотрудничество с украинскими композиторами на регулярной основе, создание впервые в Украине позиции ежегодного «композитора в резиденции» в рамках сотрудничества с НОФО. Во время сезона 2017-2018, когда «композитором в резиденции» был Валентин Сильвестров, Хобарт дирижировал премьеру в Одессе его «Реквиема для Ларисы» с участием Национальной заслуженной капеллы Украины «Думка».
2018 – выступил в качестве дирижера-постановщика “Tosca” на оперном фестивале Mythos на Сицилии.
2019 – выступления на оперном фестивале “Luglio Musicale Trapanese” в Италии. Дирижировал последний концерт произведения Кшиштофа Пендерецкого, на котором присутствовал сам композитор – «Семь врат Иерусалима», с НОФО.
2020 – впервые в истории вместе с НОФО совершил несколько онлайн-трансляций в прямом эфире. В течение года, во время пандемии, опубликовал также много новых видео (например, первое исполнение в Украине Симфонии №21 Мечислава Вайнберга, к 75-летию со дня освобождения Аушвица к Международному дню памяти жертв Холокоста) и такие видео, как фильм снятый перед Одесским оперным театром в честь 75-летия с дня основания ООН.
Последний концерт перед юбилеем состоялся 11.12.2020 – на котором была объединена музыка 21 века (мировая премьера «Carpe Diem» («Лови момент») молодого композитора Олега Безбородько, написанного для Хобарта и НОФО) и старинная барочная музыка.
Лето 2020 – в возрасте 59 лет, пускай он играет очень редко, но Хобарт еще может далеко ударить мяч для гольфа.
' alt="">
Хобарт Эрл дирижировал Венским камерным оркестром, Венским симфоническим оркестром Тонкюнстлер, Orchestra della Toscana (Италия), Orchestra Sinfonica Siciliana (Италия), Bilbao Symphony Orchestra (Испания), Noord Nederlands Orkest (Голландия), Афинским государственным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Датского радио, симфоническим оркестром Краковской филармонии, Sinfonia Iuventus (Варшава), Jerusalem Symphony Orchestra, Российским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» с Юрием Башметом, Московским государственным академическим симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром города Тайбэй и другими. Список оркестров, которыми маэстро Эрл дирижировал в Соединенных Штатах, включает Delaware Philharmonic, Florida Philharmonic, Buffalo Philharmonic, North Carolina Symphony, San Diego Chamber Orchestra, Miami Symphony, Orchestra of the Americas.
Сотрудничал с Львовским и Харьковским оперными театрами, Национальной оперой Украины, Донбасс-Оперой, Большим театром Белоруссии, также сделал несколько новых постановок в Национальной опере Греции и на Mythos Opera Festival (Италия).
Маэстро Эрл с Национальным одесским филармоническим оркестром выступали в лучших концертных залах 15 стран мира (в том числе Карнеги Холл, Нью-Йорк; Кеннеди Центр, Вашингтон; Мюзикферайн, Вена; Барбикен Холл, Лондон, Академия им. Ф. Листа, Будапешт, Филармония, Кёльн; Большой зал Московской консерватории, зал Генеральной Ассамблеи ООН; Национальная Аудитория, Мадрид, и другие).