Odessa Classics 2020 радует нас камерным форматом. Хоть иногда это и вынужденное решение (из-за невозможности оркестра принять участие в концерте), но результат всегда интересен.
Вечер сонат. Дебюсси и Прокофьев. Скрипка и фортепиано. Вадим Репин и Алексей Ботвинов. Всего пару репетиций, и музыканты синхронизируются, чувствуют друг друга во время исполнения так, как будто всегда играли вместе этот репертуар.
Дебюсси. Соната для скрипки и фортепиано. Финальное произведение композитора, которое очень многообразно по передаваемой гамме чувств. Здесь и тоска, и смятение, и протест, и смирение, а затем снова бунт. Дебюсси очень ярко передает как свое непростое душевное состояние, так и настроение эпохи (1917г). Все это можно было отчетливо услышать в виртуозном исполнении музыкантов. Вадим Репин — настоящий мастер высоких и чистейших звуков. Он берет их очень осторожно, в смысле с трепетом, при этом уверенно и всегда безошибочно. А голос скрипки Страдивари 1733 года, на которой играет Вадим Репин, звучит неповторимо. Дебюсси звучит очень актуально. Было даже несколько аллюзий на современные темы (в первой части, например, достаточно явно прозвучала тема В.Мартынова из музыки к фильму “Остров”).
В сонатах для скрипки и фортепиано оба инструмента — равноправные партнеры, как сказал Вадим Репин перед концертом. Так оно и есть. Тема переходит от одного инструмента к другому. Это постоянный диалог. Четырехчастная Соната №1 Прокофьева для скрипки и фортепиано очень непроста для исполнения и восприятия. В ней много трагизма и ликования. Какой бы абстрактной музыка ни была, она гениально отражает время (соната написана 1938-1946 гг.), если, конечно, композитор гениальный. В гениальности Прокофьева нет сомнений. На фоне ровного, размеренного фортепианного “фундамента” в низком регистре в первой части звучит тема скрипки с диссонирующими прорывами, с меняющимся ритмом и темпом. Во второй части напряжение нарастает.
После лирической третьей части (в контрасте к предыдущим) переход к торжественной, но в то же время печальной финальной части. Сложнейшие пассажи Вадим Репин исполняет с большой легкостью и нужным характером. Фортепиано — неизменный спутник и партнер, то сопровождает, то отвечает, то ведет, меняя характер, настроение и завершая той же размеренностью и “стабильностью”, спокойствием, конечно же, условными в постоянно меняющемся мире.
“Румынские танцы” Бартока в завершении концерта — это ожидаемая энергия, прекрасные народные мотивы, которые очень близки украинским гуцульским мелодиям, что неудивительно.
Зал три раза вызывал овациями музыкантов на сцену. Бис был под сомнением, но еще ни один концерт на фестивале Odessa Classics не завершался без него. Риторический вопрос из арии Ленского “Что день грядущий мне готовит?” в философской и музыкальной форме завершил концерт Вадима Репина и Алексея Ботвинова.
Наталия Муравенко
Фото: Николай Вдовенко
Напомним, что фестиваль Odessa Classics завершается 23 августа. В рамках фестиваля пройдет еще два концерт в филармонии и один опенэйр на Потемкинской лестнице.