Легендарная режиссер из Польши Агнешка Холланд поделилась секретами на своем мастер-классе в рамках 11-го Одесского международного кинофестиваля.
Агнешка Холланд родилась в Варшаве, за свою кинокарьеру срежиссировала и/или написала более тридцати фильмов. Агнешка изучала режиссуру в Пражской школе кино и телевидения FAMU, свой профессиональный путь начала как ассистентка режиссеров Кшиштофа Занусси и Анджея Вайды, для их фильмов она также написала несколько сценариев. Ее режиссерский дебют «Провинциальные актеры» был отмечен Международным жюри кинокритиков на Каннском кинофестивале в 1979 году. В 2017 году Агнешка Холланд была почетной гостьей ОМКФ и получила «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство. Вот что рассказала Агнешка на ОМКФ.
Во время карантина я 4 недели практически не выезжала из своего загородного дома. Я не думала о своем график, это была настоящая отпуск. В этот период я получила возможность подумать о том, что действительно важно для меня.
Мои фильмы — это мой собственный опыт, создавал для меня определенные шаблоны восприятия современности. Мне кажется, что отстранение и пренебрежение режимами, действиями коммунистических лидеров, не создали для нас вакцины для анализа тоталитарных режимов. Я чувствую свою ответственность и обязанность вернуться к тому периоду времени и показать насколько актуальны некоторые механизмы для современности.
Мы повторяем ошибки и шаблоны прошлого, не осознавая их последствий. Понимание приходит тогда, когда уже поздно помочь. Сейчас, когда все происходит очень быстро, есть ощущение постоянного изменения и текучести, а сама реальность очень гибкая. Мне кажется, что возможность пересмотреть ситуацию с расстояния позволяет лучше понять настоящее. Для меня история — это не прошлое или что-то мертвое и завершено, а то, что может быть актуальным и сейчас.
Мне кажется, что в момент съемок я знаю, что хочу увидеть и сделать, но это не значит, что моя работа является воплощением известного мне концепта. Самый большой вызов для меня — давать простор но не быть авторитарной. Особенно это касается актеров. Я стараюсь не указывать им что делать, давать им возможность внести свой вклад чего-то личностного и уникального в процесс.
Выпустить фильм для широкой аудитории — то же, как выпустить своего ребенка. Иногда он может быть раскритикован и это будет больно.
Женщине-режиссеру сложнее в киноиндустрии. Ей постоянно нужно быть интереснее, лучше, убедительнее и успешнее, чем мужчина-режиссер. Она должна постоянно выходить из зоны комфорта. Кинокритики также гораздо более критичны к женщинам, которые снимают фильмы. Некоторые замечания могут быть личными. Однако сейчас можно увидеть положительные изменения, так как женский голос начинают слышать.
Год назад после премьеры фильма «Цена правды» начала расти его популярность. У нас была содержательная реакция от СМИ, которые анализировали факты и историческое основание. Фильм актуален и вписывается в современность, ведь описание голодомора — это преступление против человечества и его можно сравнить с другими преступными событиями. Это стало причиной исследовать эту историю и ее последствия, а также влияние на Украину.
Когда я чувствую, что фильм затрагивает сознание и сердце зрителей — я счастлива.
Закрывать 11-й Одесский международный кинофестиваль 3 октября будет новый фильм Агнешки Холланд «Шарлатан».