2020-й год оказался очень непростым для культуры в целом, а уж с театрами обошелся особо жестоко. Мало того, что театры были закрыты на карантин на 4 месяца – пожалуй, самые продуктивные в обычные годы. Причем не только зрителей не допускали к бархатным креслам, но и самих актеров лишили возможности репетировать и готовить новые постановки. Впрочем, в Украине театры открылись относительно рано по сравнению с европейскими и, несмотря на все ограничения, 2020-й все же можно назвать театрально успешным годом.
В Одесской опере – моноопера
В этом году пандемия не дала развернуться оперному на полную мощность. Ограничения по количеству людей на сцене даже заставили спешно вносить изменения в афишу театра. Но, возможно, именно благодаря этим новым условиям на сцене Одесского театра оперы и балета появилась первая для театра моноопера.
Режиссер Павел Кошка создал “Ожидание”, объединив сонеты Шекспира, чувственные строки Цветаевой, поэзию Вознесенского, Рождественского, мелодии Таривердиева, балет, соло на фортепиано и visual art. Вышла удивительно чуткая и нежная опера.
Впрочем, масштабные постановки в этом году в Одесской опере оказались весьма успешны. В начале года здесь презентовали Carmina Burana – к 125-летию со дня рождения ее автора Карла Орффа. Эта сценическая кантата – одно из самых противоречивых классических произведений 20-го века. Название Carmina Burana происходит от средневекового сборника стихов и песен странствующих монахов и студентов, найденного в начале ХIХ века в одном из монастырей Бенедектинцев. В переводе с латыни – «carmina» – «песни», «burana» – название местности, где были найдены рукопись. В Одессе уже обращались к этому произведению – Оперный ставил его под открытым небом в 2015-м, и в зале театра – в 2016-м.
Создали в оперном и новую, удивительно сказочную, версию “Щелкунчика”, которую с успехом презентовали в последние дни 2020-го года.
В украинском театре – новый режиссер и новый Булгаков
В этом году в Одесском украинском театре им. Василько – новый главный режиссер. Волшебник пространства и скрытых смыслов Иван Урывский теперь очаровывает постановками Киев. А над спектаклями в Одесском украинском трудится киевлянин Максим Голенко. Максим ставил для Дикого театра и известен своим достаточно эпатажным подходом.
Основной работой этого года стало “Собачье сердце” по легендарному одноименному роману Михаила Булгакова. Текст для Одесского украинского театра адаптировала восходящая звезда современной украинской драматургии Лена Лягушонкова. Остроумные реплики, заспиртованные или нет уродцы, чекисты в кожаных плащах, шикарная жизнь и театральная кровь на сцене – такой предстала новая версия классики Булгакова на сцене украинского театра.
В украинском театре в этом году берут и темами, которые редко выносят на сцену. Так, на камерной сцене поставили “Эмигранты” культового польского драматурга Мрожека.
Трагедия двух одиноких мужчин в Одессе обрела новую жизнь, запах и даже вкус. Это – спектакль на двоих. Для интеллектуале в черном, который демонстративно накидывает белую кофту, словно пальто – и в прямом и фигуративном смысле. И помятого работяги, который роет канализационные канавы уже третий год, разрушая собственное тело.
А в самом начале 2020-го, когда мало что предвещало тотальный карантин, в украинском поставили «Клуб одиноких сердец» – трагифарс в стиле ретро о трех совершенно давних подругах. Им всем – за 50 и лучше годы их давно позади. Они дружили семьями, путешествовали на круизах, скупались на шопингах, танцевали – все шестеро.
Но один за другим в мир иной ушли все трое мужей, как же справляются с утратой эти три, совершенно разных женщины. Популярный американский драматург и сценарист, автор сериала «Моя прекрасная няня», Айвон Менчелла заполнил эту лакуну, написав драму «Кладбищенский клуб», текст удачно экранизировали, а спектакли поставили и на Бродвее, и в Берлине.
Стоит отметить и премьеру “Ужин в Санлисе” – это изысканно элегентная комедия по пьесе француза Жана Ануя. Украинский театр в этом году активно приобщался к кинематографу – в декабре в одном из залов показывали современное украинское документальное кино – со свободным входом.
ТЮЗ – с современными украинскими авторами
В этом году ТЮЗ осваивал новые площадки – это один из первых театров, который вернулся к зрителям в условиях пандемии. Здесь открыли… новый зал – под открытым небом. Точнее превратили обычно пустующий внутренний дворик театра в сцену и зрительный зал.
Стулья расставили на должном расстоянии, на входе установили санитайзер, попросили зрителей надеть маски и… начали давать небольшие представления. На такой относительно небольшой сцене особо не развернешься, но режиссерам и актерам ТЮЗа это удалось. Здесь поставили страшные японские сказки, “Тэффи”, устраивали чеховские вечера и даже организовали первые в истории Одесского театра юного зрителя детские читки – студия “Призвание” зачитала пьесу одесситки Оксаны Масловой “Новое платье для принцессы”. Самой юной актрисе на момент читок исполнилось 7. Зал встречал ноу-хау жаркими аплодисментами.
Особого внимания заслуживают постановки на большой сцене. В этом году театр поставил сразу две пьесы по текстам современных украинских драматургов. Детский – по пьесе одесситки Оксаны Масловой “Бал Черного моря” – это современная экологическая сказка.
По сюжету в одном королевстве Король устраивает Бал Черного моря – самый-самый крутой бал года! В сказке есть морские и лесные обитатели-беженцы, которые поселились в гардеробной. А мусор оказывается не мусором, а весьма ценным ресурсом, из которого можно создать даже… самое удивительное платье на бал.
И взрослый “Будьте вы счастливы!” по пьесе Александра Володарского. “Будьте вы счастливы!” – это романтическая история, остро приправленная чисто одесским юмором на идиш с переводом на русский. Спектакль можно увидеть и в январе 2021-го.
Одесский театр музыкальной комедии в этом году сделал акцент на классику и выпустил старую-добрую “За двумя зайцами” с каруселью на сцене.
И хотя гастролей в этом году было не так много, в Одессе дал представление экспериментальный немецкий театр. Берлинский театр на корабле показал новую версию “Одиссеи” . Действо разворачивалось на яхтах и причале Одессы, а зрители могли увидеть спектакль онлайн – из-за усилений мер карантина.
Оксана Маслова